Ловим почтового бандита

скрининг 3 триместра на каком сроке .

Пользователи Интернета, работающие с электронной почтой, часто могут столкнуться с ситуацией, когда в почтовый ящик начинает приходить море ненужной информации, — например, реклама американских сувениров или корма для собак. Это так называемый «спам» — рекламная рассылка. Радости такие вещи не приносят: во-первых, их загрузка с почтового сервера на свой компьютер занимает время, а значит — деньги, а, во-вторых, такие письма могут заполнить ящик доверху, и в этом случае либо все вновь приходящие письма будут отправляться назад их авторам с пометкой «Ящик переполнен», либо, что еще хуже, за их хранение придется платить деньги провайдеру, у которого ящик расположен, если у того такие тарифные планы.


Рекламная рассылка — это еще не самый опасный нежеланный подарок из всех возможных. Другая опасная ситуация — это так называемые «почтовые бомбы». К примеру, кто-то вам крепко позавидовал и решил испортить вам жизнь. В результате каждый день в вашем почтовом ящике оказывается дистрибутив Windows 3.11, и вы тратите по полтора часа на забор почты с помощью модемного подключения. Сам же отправитель имеет оптоволоконную линию для доступа в Интернет или действует из Интернет-кафе. При этом нужные письма в ваш ящик попасть не могут, так как он забит «подарком», а может быть и еще того хуже — провайдер требует оплату места под ящик, так как его бесплатный лимит превышен.
По электронной почте могут рассылаться и вирусы. О том, как это делается, можно найти почти в любом компьютерном издании. Тут и исполняемый файл с именем pic.jpg………...exe в аттачменте, и скрипт там же, и даже JavaScript в самом тексте письма в формате HTML. Защититься от них можно, хоть иногда и сложно — не следует открывать неизвестные аттачменты, тем более без проверки антивирусами, кроме того, весьма желательно своевременно устанавливать «заплатки» на обнаруженные дефекты безопасности браузера, распространяющиеся с сайта его производителя. Ну и, естественно, ни при каких условиях не настраивать почтовый клиент на автоматическое открытие вложений (этим особенно грешит Microsoft Outlook). Но в любом случае письмо с вирусом занимает место в ящике, заставляет тратить время на его загрузку да и попросту является оскорблением получателю.
Но вот допустим, что вам пришло письмо с спамом, «предложением о заработке» или вирусом. Или обрушилась «почтовая бомба». Что делать? Настроить фильтры в почтовом клиенте или на почтовом сервере, если тот это позволяет (как это сделать — читайте ниже)? Да, безусловно. Но желательно ведь еще и найти отправителя, чтобы предотвратить его дальнейшие действия.
Разумеется, искусного киберпреступника, принявшего максимальное число мер для своей маскировки, самостоятельно вычислить так просто не удастся. Однако, к счастью, отнюдь не все рассылатели спама и «почтовых бомб» отличаются интеллектом. Поэтому попробовать определить источник письма можно, и в некоторых случаях данное действие может увенчаться успехом.
Для начала посмотрите заголовок письма, пришедшего вам и внимательно изучите. В Microsoft Outlook Express 5.0 это можно сделать, выделив письмо в папке и выбрав из меню правой кнопки мыши пункт Свойства-Подробности.
В заголовке письма записывается весь путь его прохождения через цепь почтовых серверов. Запись ведется снизу вверх — то есть каждый новый сервер, через который проходит письмо, помещает информацию о себе в самое его начало.

Самая верхняя строчка — это обычно Return-Path или From, обратный адрес письма. При нажатии кнопок «Ответить», «Ответить отправителю» в почтовых клиентах именно на этот адрес отправляется ответ. Но… в письме спамера здесь может быть что угодно. Как реальный адрес, так и нет. Поэтому не стоит его принимать во внимание — ведь рассылка рекламы вполне может быть провокацией, направленной на дискредитацию честного производителя, не промышляющего спамом. Чтобы у сетевого сообщества сложилось отрицательное мнение о «рекламируемой» фирме и тем самым был устранен конкурент. Поместить в письмо нужный обратный адрес легче легкого — в Microsoft Outlook Express он указывается в настройках учетных записей, а в The Bat! вообще вписывается в текст письма отправителем. При рассылке вирусов обратный адрес тоже может быть поставлен произвольный.
Поэтому то, что вам нужно для того, чтобы выследить спамера — это самый нижний абзац заголовка письма, в котором есть слово Received. Это — запись самого первого почтового сервера, на который непосредственно отправил письмо спамер со своего компьютера. Именно ее и надо изучить.
Стоит сказать сразу — максимум, что можно узнать из заголовка письма, это IP-адрес отправителя и время отправки письма. Так как каждый компьютер, входящий в Интернет, принадлежит к какой-нибудь сети, управляемой службой поддержки (сети провайдера — если имеет доступ по модему, локальной сети в офисе, университете, Интернет-кафе и т. д.), то по этому IP-адресу можно вычислить координаты этой сети, ее местонахождение, а также контактную информацию ее владельцев и администраторов. Как это сделать?
Все по порядку. Сначала определим IP-адрес отправителя и дату отправки письма.

Именно это и есть адрес компьютера, с которого было отправлено данное письмо. То, что стоит после самого нижнего слова "Received: " в заголовке письма. Кроме того, в этой же записи первого почтового сервера, через который прошло письмо спамера, имеется и указание на дату отправки сообщения:
by provider.ru (Postfix) with SMTP id 9ACDD8751; Sun, 30 Feb 2001 02:39:12 +0300 (MSK)
Из этих строк записи следует, что в воскресенье, 30 февраля 2001 года, в 2 часа 39 минут 12 секунд сервер provider.ru получил это письмо с компьютера с IP-адресом 178.39.0.1 и текстовым адресом pp2545.dialup.provider.ru. Слово Dialup — это признак того, что вредитель пользовался модемным подключением (оно ведь и означает — подключение посредством дозвона по телефону).
Отсюда следует, что злоумышленник действовал через провайдера, сервер которого имеет адрес provider.ru. Осталось только посетить этот сервер, ознакомиться с расположенным на нем сайтом провайдера, узнать e-mail службы борьбы с незаконными действиями пользователей (обычно ее адрес имеет вид abuse@provider.ru) и переслать письмо спамера на него как вложение. Именно как вложение — с помощью соответствующей функции почтовой программы. Иначе в пересылаемое письмо не войдет его заголовок, что обесценит пересылку. Сотрудники службы изучат заголовок письма, посмотрят в log-файлах сервера, с какого номера телефона и каким пользователем было отослано письмо, а затем примут меры — или запретят вообще доступ к своим модемным пулам с этого телефона, либо сообщат в компетентные органы.
Однако отнюдь не все спамеры действуют через модемное подключение. Спамер может быть и сотрудником офиса, и его посетителем, да и просто иметь подключение к Интернету по ASDL или ISDN-доступу. Да и не всегда в заголовке письма, отправленного при доступе посредством модемного подключения, можно найти текстовый адрес отправителя. А ведь именно он нам нужен — чтобы узнать, к какой сети принадлежит спамер, и связаться с ее службой поддержки. Заголовок письма может выглядеть так, как на рис. 23.3 или 23.4.

Спамер, заголовок письма которого показан на рис. 23.3, подключался, скорее всего, не по модему, а по выделенной линии или действовал непосредственно из локальной сети какого-нибудь офиса. Для отправки письма он пользовался почтовым сервером провайдера Overnet. Ну, а спамер, отправивший письмо с заголовком как на рис. 23.4, вообще не пользовался почтовыми серверами для его посылки — он действовал через web-интерфейс сервера www.mail.ru.

Однако — обратите внимание! — во всех случах в заголовок вошли его IP-адрес и дата отправки со временем. Поэтому теперь нашей задачей станет получение информации о том, какой сети, входящей в Интернет, принадлежит компьютер с этим адресом.
Когда создается сеть, входящая в Интернет, ей выделяется набор IP-адресов для присвоения ее компьютерам. (Более подробно о том, как устроен Интернет, что такое IP-адреса и зачем их выделять вы можете узнать из главы 9.) Раздает IP-адреса новым сетям организация под названием RIPE. На ее сайте www.ripe.net имеется в свободном доступе база данных, в которой содержится интересующая нас информация о принадлежности сетям всех компьютерах, имеющих IP-адреса.
Поэтому если в заголовке письма нет указаний на сеть, в которую входит компьютер спамера, то для выяснения этого вопроса следует посетить сайт RIPE www.ripe.net, а именно — его страницу http://www.ripe.net/cgi-bin/whois (рис. 23.5, также на нее можно попасть по ссылке whois с главной страницы сервера www.ripe.net).
Введите IP-адрес в поле ввода на этой странице, и вы узнаете, какой сети он выделен.

Это — вход в базу данных по IP-адресам сетей. Введите IP-адрес злоумышленника, определенный из заголовка его письма, в поле ввода, и нажмите кнопку. Вам будет выдана информация о том, какой сети этот IP-адрес принадлежит (рис. 23.6).

В полученной информации будет несколько ссылок на координаты администратора сети, ее владельца, в общем — тех, кто за эту сеть отвечает. Эти данные всегда правильны — ведь именно по ним RIPE связывается с администрацией сети по техническим вопросам. Обычно эти ссылки имеют вид «admin-c», «tech-c». Так что посмотрите отчет поближе — наверняка и e-mail найдете, и телефон…
Ну, а дальнейшие действия те же, что и описанные выше — отправка письма администратору сети с вложенным письмом злоумышленника. Пусть наводит порядок. Администрациям сетей невыгодно укрывать злоумышленников, действующих через эти сети, — ведь иначе их могут счесть их пособниками и «выгнать» из Интернета.
Однако в том случае, если вам пришел по почте вирус, то не спешите сразу наказывать его отправителя жалобой администрации той сети, в которую компьютер отправителя входит. В последнее время вирусописатели придумали очередной мерзопакостный прием причинения вреда пользователям Сети, при котором с зараженного компьютера без ведома его владельца осуществляется массовая рассылка вирусов. Довольно ясно, что в этом случае владелец компьютера-отправителя виноват лишь в том, что допустил его заражение вредоносной программой. Поэтому вначале выясните на сайтах производителей антивирусных программ, не занимается ли пришедший вам вирус массовой рассылкой своих копий, и если занимается, то не добавляйте уже состоявшейся его жертве страданий, отправляя жалобу администрации его сети.
Разумеется, из заголовка письма не всегда можно выявить IP-адрес злоумышленника. Существуют специальные серверы, скрывающие IP-адрес отправителя в пересылаемых через них письмах и подставляющие вместо него свой. Однако администрация таких серверов обычно относится к спамерам без особой любви. Если вам пришел спам или «почтовая бомба» с такого сервера (обычно в заголовке указывается его текстовый адрес), то сообщите об этом случае его администрации. У них есть «логи», то есть файлы, в которых записывается, кто и когда заходил на сервер, отправлял письмо, и откуда это происходило. Вам наверняка помогут — сами найдут сеть вредителя и сообщат туда.
Если вы пользуетесь программой — файерволлом, которая может определить IP-адрес злоумышленника при его атаке через Интернет непосредственно на ваш компьютер, то тоже не забывайте сервер www.ripe.net. Всегда полезно сообщать администрации сетей о попытках хулиганства с их компьютеров. Они ведь тоже заинтересованы в этой информации.
Злоумышленник может использовать для отправки своих писем специальные программы, скрывающие его истинный IP-адрес. Случается это не так часто — но все же бывает. Кроме того, если злосчастный спамер обитает где-нибудь в Америке или Африке, то вряд ли тамошние провайдеры будут с ним разбираться. Особенно по жалобе российского пользователя. К тому же там спам — это бизнес, достаточно широко распространенный. Поэтому, разумеется, все, описанное выше — не универсальный способ защиты и выслеживания. Есть такие хорошие вещи, как почтовые фильтры, возможность просмотра заголовков пришедших сообщений и удаление ненужных писем на почтовом сервере без загрузки на компьютер, ответный удар, наконец…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.