Модель потенциального нарушителя

.

Проведя анализ статистических данных, можно сделать вывод, что около 70 % всех нарушений, связанных с безопасностью информации, совершаются именно сотрудниками предприятия. Человек, кроме всего прочего, является первым по значимости носителем информации. Он обеспечивает функционирование системы, ее охрану и защиту. В то же время он, при определенных обстоятельствах, может стать главным источником угрозы защищаемой информации.


Поэтому целесообразно рассмотреть модель нарушителя, которая отражает его практические и теоретически возможности, априорные знания, время и место действия и т. п.
Для достижения своих целей нарушитель должен приложить некоторые усилия, затратить определенные ресурсы. Исследовав причины нарушений, можно либо повлиять на сами эти причины (конечно, если это возможно), либо точнее определить требования к системе защиты отданного вида нарушений или преступлений. В каждом конкретном случае, исходя из конкретной технологии обработки информации, может быть определена модель нарушителя, которая должна быть адекватна реальному нарушителю для данной системы.
При разработке модели нарушителя определяются:
— предположения о категориях лиц, к которым может принадлежать нарушитель;
— предположения о мотивах действий нарушителя (преследуемых нарушителем целях);
— предположения о квалификации нарушителя и его технической оснащенности (об используемых для совершения нарушения методах и средствах);
— ограничения и предположения о характере возможных действий нарушителей.
По отношению к исследуемой системе нарушители могут быть внутренними (из числа персонала системы) или внешними (посторонними лицами). Внутренним нарушителем может быть лицо из следующих категорий персонала:
— пользователи системы;
— персонал, обслуживающий технические средства (инженеры, техники);
— сотрудники отделов;
— технический персонал, обслуживающий здания, (уборщики, электрики, сантехники и другие сотрудники, имеющие доступ в здания и помещения);
— сотрудники службы безопасности;
— руководители различных уровней должностной иерархии.
К посторонним лицам, которые могут быть нарушителями, относятся:
— клиенты (представители организаций, граждане);
— посетители (приглашенные по какому-либо поводу);
— представители организаций, взаимодействующих по вопросам обеспечения жизнедеятельности организации (энерго- , водо- , теплоснабжения и т. п.);
— представители конкурирующих организаций (иностранных спецслужб) или лица, действующие по их заданию;
— лица, случайно или умышленно нарушившие пропускной режим;
— любые лица за пределами контролируемой территории.
Действия злоумышленника могут быть вызваны следующими причинами:
— при нарушениях, вызванных безответственностью, сотрудник целенаправленно или случайно производит какие-либо действия по компрометации информации, не связанные со злым умыслом;
— бывает, что сотрудник предприятия ради самоутверждения (для себя или коллег) затевает своего рода игру «пользователь — против системы». И хотя намерения могут быть безвредными, будет нарушена сама политика безопасности. Такой вид нарушений называется зондированием системы:
— нарушение безопасности может быть вызвано и корыстным интересом. В этом случае сотрудник будет целенаправленно пытаться преодолеть систему защиты для доступа к хранимой, передаваемой и обрабатываемой на предприятии информации;
— желание найти более перспективную работу. Известна практика переманивания специалистов, так как это позволяет ослабить конкурента и дополнительно получить информацию о предприятии. Таким образом, не обеспечив закрепление лиц, осведомленных в секретах, талантливых специалистов, невозможно в полной мере сохранить секреты предприятия. Вопросам предупреждения текучести кадров необходимо уделять особое внимание. Если рассматривать компанию как совокупность различных ресурсов, то люди должны стоять на первом месте, т. к. именно они воплощают технологию и в них в первую очередь заключается конкурентоспособная сила фирмы;
— специалист, работающий с конфиденциальной информацией, испытывает отрицательное психологическое воздействие, обусловленное спецификой этой деятельности. Поскольку сохранение чего-либо в тайне противоречит потребности человека в общении путем обмена информацией, сотрудник постоянно боится возможной угрозы утраты документов, содержащих секреты. Выполняя требования режима секретности, сотрудник вынужден действовать в рамках ограничения своей свободы, что может привести его к стрессам, психологическим срывам и, как следствие к нарушению статуса информации.
Всех нарушителей можно классифицировать следующим образом.
1. По уровню знаний о системе:
— знает функциональные особенности, основные закономерности формирования в ней массивов данных, умеет пользоваться штатными средствами;
— обладает высоким уровнем знаний и опытом работы с техническими средствами системы и их обслуживания;
— обладает высоким уровнем знаний в области программирования и вычислительной техники, проектирования и эксплуатации автоматизированных информационных систем;
— знает структуру, функции и механизм действия средств защиты, их сильные и слабые стороны.
2. По уровню возможностей (используемым методам я средствам):
— «Эксперт» — индивид, чьи профессиональные знания и контакты (как работа, так и хобби) обеспечивают первоклассную ориентацию в разрабатываемом вопросе. Он может помочь по-новому взглянуть на существующую проблему, выдать базовые материалы, вывести на неизвестные источники информации. Общая надежность получаемых при этом данных чаще всего высшая.
— «Внутренний информатор (осведомитель)» — человек из группировки противника (конкурента), завербованный и поставляющий информацию по материальным, моральным и другим причинам. Ценность представляемый им данных существенно зависит от его возможностей и мотивов выдавать нужные сведения, достоверность которых при соответствующем контроле может быть довольно высокой.
— «Горячий информатор» — любой знающий человек из сторонников противника или его контактеров, проговаривающий информацию под влиянием активных методов воздействия в стиле жесткого форсированного допроса, пытки, гипноза, шантажа и т. д. Так как истинность сообщения в данном случае не гарантирована, такая импровизация приемлема лишь в период острой необходимости, когда нет времени, желания или возможностей «няньчиться» с другими источниками. В отличие от завербованного информатора личностный контакт здесь главным образом одномоментен.
— «Внедренный источник» — свой человек, тем или иным манером просочившийся в окружение объекта (человека, группы, организации). Ценность поставляемых им данных зависит от его индивидуальных качеств и достигнутого уровня внедрения.
— «Легкомысленный информатор (болтун)» — человек противника, контактер или любое информированное лицо, проговаривающее интересные факты в деловой, дружеской, компанейской либо интимной беседе. Промелькнувшее случайно сообщение может быть необычайно ценным, хотя не исключены как беспечная ложь, так и намеренная дезинформация.
— «Контактеры» — люди, когда-либо контактировавшие с изучаемым человеком (группой, организацией). Это могут быть стабильные или случайные деловые партнеры родственники и приятели, служащие сервиса и т. д. Наряду с сообщением определенных фактов, они могут содействовать в подходе к изучаемому человеку или же участвовать в прямом изъятии у него интересующей злоумышленника информации.
— «Союзник» — человек либо общественная, государственная или криминальная структура, выступающая как противник или «надзиратель» объекта. Уровень и надежность отдаваемых материалов зависят от насущных интересов, личных взаимоотношений и познаний источника. Кроме совершенно новой, он способен передать и подтверждающую информацию.
— «Случайный источник» — человек, совершенно не рассматриваемый как потенциальный информатор, вдруг оказывающийся носителем уникальной информации. Ввиду явной непредсказуемости на такого человека не особенно рассчитывают, но, случайно обнаружив, разрабатывают до конца.
3. По времени действия:
— в процессе функционирования системы (во время работы компонентов системы);
— в период неактивности компонентов системы (в нерабочее время, во время плановых перерывов в ее работе, перерыве для обслуживания и ремонта и т. п.);
— как в процессе функционирования, так и в период неактивности компонентов системы.
4. По месту действия:
— без доступа на контролируемую территорию организации;
— с контролируемой территории без доступа в здания и сооружения;
— внутри помещений, но без доступа к техническими средствам;
— с рабочих мест конечных пользователей (операторов);
— с доступом в зону данных (баз данных, архивов и т. п.);
— с доступом в зону управления средствами обеспечения безопасности.
Таким образом, рассмотрев модель потенциального нарушителя, можно сделать вывод, что человек является важным звеном системы и главным источником информации.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.